Можно ли заставить вашу иммунную систему бороться с раком?

Израильские исследователи открыли новый способ борьбы с раком, перепрограммируя иммунную систему на борьбу с раковыми клетками

Tags: рак
Марк Штоде,

Раковые клетки
iStock

Новаторское исследование, проведенное старшим онкологом-гинекологом доктором Беном Бурси совместно со старшим онкологом профессором Галом Маркелом и аспирантом Эрезом Барухом из Медицинского центра «Шиба» в Израиле, доказало возможность перепрограммировать непокорную иммунную систему, заставив ее бороться с раком, путем изменение микробиома кишечника пациента.

Результаты исследования опубликованы в рецензируемом журнале Science.

«Впервые в мире мы успешно боролись с раковыми опухолями, изменив микробиом кишечника», - сказал доктор Бурси.

Доктор Бурси и его команда начали исследование неизлечимо больных пациентов с метастатической меланомой, которые в прошлом не реагировали на иммунотерапию и исчерпали все другие существующие методы лечения. Идея заключалась в том, чтобы стимулировать иммунную систему пациентов, заменяя их собственные кишечные бактерии бактериями выживших после рака, которые реагировали на иммунотерапию.

«На первом этапе мы искоренили существующий микробиом пациента, после чего мы трансплантировали микробиоту кишечника от пациентов, у которых была меланома, но которые хорошо отреагировали на иммунотерапию и у которых не было рака в течение как минимум одного года».

Первоначально микробиом был трансплантирован с помощью колоноскопии. Две недели спустя, когда стало ясно, что пациенты поглотили донорскую микробиоту, они возобновили иммунотерапию и в течение 3 месяцев получали таблетки без запаха и вкуса, содержащие те же бактерии. Из 10 участников исследования у двух пациентов было обнаружено значительное уменьшение опухолей, а у третьего пациента опухоль не только полностью исчезла, но и наступило полное выздоровление. У этих пациентов Бурси и его команда определили иммунный ответ на клеточном уровне, а также в профилях экспрессии генов.

«В настоящее время иммунотерапия работает только у 40-50 процентов пациентов. Мы ожидаем, что с помощью этого революционного метода лечения мы увидим, что все больше пациентов выходят из группы не отвечающих на лечение», - сказал Бурси.

Кроме того, несмотря на то, что многие участники испытали серьезные побочные эффекты во время их более раннего (неудачного) цикла иммунотерапии, после трансплантации кишечной микробиоты иммунотерапия не вызвала значительных побочных эффектов.

«Одно это уже является огромным достижением», - сказал Бурси, добавив, что команда также изучает возможность использования этого лечения в борьбе с побочными эффектами иммунотерапии.

Доктор Бурси отметил, что для выживших после меланомы это был эмоционально заряжающий опыт, когда они могли пожертвовать свою кишечную микробиоту, чтобы помочь вылечить других больных раком.

Объясняя, что лечение оказалось «простым, безопасным и относительно недорогим», д-р Бурси и команда из медицинского центра «Шиба» в настоящее время применяют его для пациентов с меланомой, а также для пациентов с раком легких - одной из наиболее частых причин смерти от рака.