В космосе обнаружены странные объекты

Странные сферические объекты обнаружены астрономами через радиотелескоп. Объекты похожи на пузыри или кольца

Ян Голд,

Космос. Иллюстрация
ISTOCK

Наблюдательная астрономия преподнесла ученым очередную загадку, над которой придется побиться в будущем – во вселенной опять обнаружены объекты неясной природы, ранее не описанные в научной литературе, сообщает Газета.ру.

На этот раз странные сущности открыли радиоастрономы – международная команда ученых под руководством Рея Норриса из Университета Западного Сиднея (Австралия).

Пока таких объектов обнаружено четыре штуки – все они выглядят как круглые образования, а три из них более яркие по краям, что делает их похожими на кольца или пузыри. За свою форму объекты получили название ORC («Odd Radio Circles» – странные радиокруги).

Круглые образования хорошо известны в радиоастрономических изображениях и обычно связаны со сферическими объектами, такими, как остатки взрывов сверхновых, планетарные туманности, звездные оболочки, а также обращенные к нам своей плоскостью протопланетные диски или галактики со звездообразованием. Однако эти круглые объекты не похожи ни на один из этих объектов или артефактов, и скорее представляют новый класс астрономических объектов».

Впервые они были замечены в ходе проводившегося в 2019 году с помощью радиоинтерферометра Australian Square Kilometre Array Pathfinder (ASKAP) – одного из самых чувствительных радиотелескопов в мире.

При проверке восстановленных радиоизображений астрономы заметили сначала один странный объект, потом второй и третий.

Сомнения в том, что это реальные объекты, а, не, например, инструментальная ошибка, исчезли после обнаружения в архивных данных четвертого объекта, снятого еще в 2013 году индийским радиотелескопом Giant MetreWave Radio Telescope. Последующие наблюдения на других радиотелескопах также подтвердили существование феномена.

Все четыре объекта наблюдаются высоко над плоскостью нашей галактики, и имеют угловой размер порядка 1 угловой минуты (угловой размер Луны – 31 угловая минута). Впрочем, поскольку ученым пока не известно истинное расстояние до объектов, их угловой размер мало о чем говорит.

Еще одно необычное свойство объектов – их видимость только на радиоволнах. Они совершенно не видны в инфракрасном, оптическом и рентгеновском диапазонах.

Объекты действительно могли бы быть остатками сверхновых или планетарными туманностями, если бы не аргументы против. Так, их спектры явно не соответствуют известным спектрам планетарных туманностей, а что касается остатков от взрывов сверхновых, то тут возникает вопрос со статистикой. В ходе обзора исследовался лишь небольшой участок неба, на котором были выявлены сразу три странных ORC. Если бы сверхновые располагались на небе с такой плотностью, в нашей галактике Млечный путь их было бы порядка 50 тыс., однако в действительности их известно лишь около 350.

Ученые считают, что загадочные круги находятся за пределами нашей галактики и возможно, представляют собой гигантские сферические ударные волны, расходящиеся после каких-то мощных взрывов.